За 20 лет тренерской работы мы не только активно учили, но и учились сами. Мы посещали тренинги, которые развивают и вдохновляют. Но иногда наблюдали и обратную картину: когда тренер "засушивает" группу и "сливает" тренинг. В этой статье попробуем порассуждать о том, в чем отличие успешного тренинга от посредственного?
Бывает, что тренера уносит в крайности. Первая крайность - вещать, заполняя собой все тренинговое пространство, и давать группе готовые решения. Вторая крайность - вовлекать участников в бурную деятельность, давать очень много практики и упражнений, не совмещая их с качественным анализом. И в первом, и во втором случае тренинг будет малоэффективным. Потому что в обоих случаях тренер упускает самый важный элемент любого обучения - запуск рефлексии у участников.
Если ребенок учится через игру, то взрослый учится через анализ и рефлексию. Чем опытнее тренер, тем больше у него инструментов (вопросы, обсуждения, мозговые штурмы, инструменты фасилитации) для провокации рефлексивных процессов у участников, поиска решений, совместного думания.
Пример 1. Тренер предлагает необычное и интересное упражнение. Группа азартно включается в него, преодолевает сложности и препятствия. Наконец, находит решение. И тут тренер говорит: “молодцы, идем дальше”. И переходит к следующей теме или следующему упражнению. А поговорить?
При планировании тренинга не стоит включать в него упражнения для растягивания тайминга и упражнения, не связанные с темой обучения. Уберите из хода даже самое интересное и веселое упражнение, если оно не сопровождается качественным разбором и анализом. Также мы понимаем только то, что можем формализовать, облечь в слова. Если вы позволяете участникам пережить определенный опыт, позвольте им проговорить его и высказать.
Пример 2. Группа проделала упражнение. Развеселилась, зашевелилась. Но на вопрос тренера “что вы выносите из упражнения?” отвечает “ничего”, “весело было”, “все очень понравилось”.
Такие ответы могут стать сигналом для тренера. Первый сигнал - упражнение было бесполезным, не связанным с практическим опытом участников. Это значит, что стоит тщательнее готовиться к тренингу и подбирать упражнения. Второй сигнал - тренер задает неправильные вопросы. Уже на этапе составления хода и программы тренинга нужно прописывать качественные вопросы, которые помогут участникам извлечь максимальную пользу из проделанного упражнения, посмотреть на него с разных сторон.
Пример 3. Упражнение проделано. Группа пытается анализировать его результаты. Но дает не те ответы, которые ожидает услышать тренер. Например, участники говорят, что почувствовали себя командой, а тренер этим упражнением хотел показать, что важен индивидуальный результат.
И вот тренер уже не тренер, а профессор из анекдота, который подсказывает нерадивому студенту «а не через эту ли точку проходит эта прямая?». Насколько готовые ответы полезны для участников? Не полезны, совсем. Тренеру важно не вытянуть ожидаемый и “правильный” ответ, а запустить анализ, полет мысли, через это и происходит обучение. Поэтому важно не подталкивать участников к правильному ответу, а задавать такие вопросы, которые помогут взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Пример 4. Тренер очень старается создать вау-эффект, чтобы участникам было весело и они остались довольны. Поэтому все очень динамично: тренер «и танцует, и поет, и билеты продает». Участникам вело, но с чем они уйдут?
Здесь важно ответить на вопрос: какую задачу мы решаем? Если речь идет о тимбилдинге или игре, фана и веселья может быть больше, чем анализа и знаний. Но если мы решаем задачу развития навыков и формирования концептов, фан и веселье могут подождать. Гораздо важнее будет то, чтобы участники ушли с новыми идеями и задачами, желанием попробовать и проверить, подумать. И самой лучшей обратной связью будет не “было весело”, а «я буду думать об этом дальше».
Сегодня учат многие и учат разному. Один из принципов работы #бизнесинсайт – наполнять тренинг рефлексией, уделять большое внимание анализу.
Когда мы проводим тренинги развития и тренировки навыков (сейчас говорим не про игры или тимбилдинг), то придерживаемся позиции “чем больше рефлексии, а не action, тем лучше”.
Мы стараемся, чтобы участник уходил с универсальными инструментами, которые сможет применять в различных контекстах. Для этого мы не даем готовых решений, провоцируем рефлексию, заставляем участников думать, “запускаем ежа в голову” (как это сделать, рассказываем на тренерском курсе). В этом очень помогает опыт тренера: не просто идти по содержанию тренинга, а рассказывать кейсы и истории из смежных областей, давать не обрывочные знания и инструменты, а показывать систему.