Развитие бизнеса и персонала

insight@bizins.ru

(843) 299-42-73

299-42-74, 236-10-98


Задать вопрос менеджеру

Будущее: кого из нас заменят роботы

Недавно мы выступали на Фабрике Предпринимательства и в формате живой дискуссии обсуждали с участниками очень занятную тему: "ФУТУРОЛОГИЯ: СМЕРТЬ ПРОФЕССИЙ ИЛИ КОГО ИЗ НАС ЗАМЕНЯТ РОБОТЫ". Вдохновившись этой беседой, сегодня мы хотим поговорить о будущем и о том, кого из нас все-таки заменят машины.

Признаемся сразу, тема очень обширная и непростая. Честно сказать, иногда информация звучит пугающе, потому что касается прогнозов, глобальных изменений и нашего с вами участия в них. Проверенная годами схема "школа - институт - работа - пенсия", в скором времени может перестать работать от слова совсем. Так что же нас ждет и к чему готовиться, давайте попробуем разобраться.

Если рассказывать об этом кратко, то Global Education Futures и WorldSkills Russia на протяжении нескольких лет в кооперации с Международной организацией труда, Деловым советом BRICS, Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО создавали доклад, который указывает на глобальные тренды, характерные для всех стран, находящихся на этапе перехода к постиндустриальному обществу. Учитывая эти тренды, ребята предсказали, что нас ждет в ближайшие десятилетия. 

ЧАСТЬ 1. КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ МИР?

Так, например, для нового мира будут характерны 7 основных трендов:

Исходя из этого, предполагается, что экономику будущего ждут существенные изменения: одни сегменты будут активно развиваться, а другие - не менее активно стагнировать.

Растущие сегменты

>> Автономное киберфизическое производство
>> Беспилотный транспорт
>> Тотальная связность
>> Гибридная реальность
>> Локализация производства
>> Горизонтальные структуры управления
>> Экологичное производство и сервисы
>> Высоко персонализированные сервисы (в здравоохранении, индустрии красоты и спорта, образовании и других областях)
>> Практики ludic-сообществ, естественным образом объединяющих работу, творчество и повседневную жизнь

Стагнирующие сегменты

>> Ручной труд в большинстве производственных и многих сервисных операциях
>> Централизация инфраструктуры, управления и развития
>> Города как центры массового промышленного производства
>> Рутинный интеллектуальный труд и посредничество (занятость в продажах, маркетинге, логистике, финансах, ИТ-поддержке и др.)
>> Крупные индустриальные производства как крупные работодатели
>> Жёсткие границы между работой, творчеством, обучением, игрой и жизнью

Все вышесказанное влечет за собой и изменения на рынке труда. А именно, автоматизацию, уход рабочих из массового производства и изменяющиеся рабочие места: 
1) Новые рабочие задачи порождают новые навыки и новые профессии. 
2) Изменение рабочих задач приводит к трансформации/эволюции существующих навыков и профессий при сохранении рабочих мест. 
3) Исчезновение рабочих задач приводит к сокращению потребности в навыках, необходимых для их выполнения, и к исчезновению целых профессий.

ЧАСТЬ 2. КАКИМ ДОЛЖНО СТАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ?

Давайте разберемся, какие возможности подобные изменения могут открывать, и каким  должно быть образование, ориентированное на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования. Для этого необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки.

К началу XXI века подавляющее большинство населения планеты умеет читать, писать и считать, но этих навыков уже недостаточно для работы в новом сложном мире. В образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «4К»:коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.

Помимо этого можно выделить более широкий спектр базовых навыков XXI века:

НОВАЯ МОДЕЛЬ НАВЫКОВ

В современной управленческой теории навыки принято разделять на«мягкие» и «жесткие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми. В отличие от жестких навыков с их узкой сферой применения мягкие навыки применимы в широких контекстах и не ограничиваются профессиональной деятельностью. 

ЕЩЕ ГЛУБЖЕ: экзистенциальные навыки и метанавыки 

Все больше образовательных программ указывает на значимость развития глубинных установок в человеке. Для организации обучения с учётом изменений, происходящих в XXI веке, авторы доклада предлагают использовать четырехслойную модель навыков, которая будет включать в себя следующие уровни:

контекстные/узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие навыки, но не ограничивающиеся ими) — это навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг);

кроссконтекстные навыки — навыки, которые могут быть применимы в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;

метанавыки — это прежде всего различные режимы управления объектами в нашем разуме или в физическом мире, близкие к тому, что Говард Гарднер называл «множественными интеллектами» или «модальностями интеллекта», от логико-математического до телесно-кинестетического и межличностного; 

наконец, на самом глубинном уровне находятся «экзистенциальные навыки», которые могут быть универсально применимы на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Матрешка таких навыков будет собираться в другом порядке:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТ БИЗНЕС-ИНСАЙТ

Авторы доклада в заключении говорят о том, что очертания грядущего уже проступают из тумана неопределенности. И единственный способ справиться с надвигающимся валом изменений состоит в том, чтобы признать его и начать с ним активно взаимодействовать. Они призывают государственных, деловых и общественным лидерам вести совместную работу по прорисовке экономики и общества будущего, провести дискуссию, сопровождающую переход в образовании и системах подготовки от «модульного человека» к «сложному человеку», соответствующему вызовам сложного общества, использовать  новые системы управления обществом, сомасштабные вызовам XXI века.

Но ничего не написано о том, что делать нам с вами - обычным жителям XXI века - чему учиться нам самим и чему учить своих детей? У нас тоже осталась масса вопросов, но поделимся выводами, к которым пришли мы: 

1. На сегодняшний день невозможно переоценить значимость развития 
soft skills. Как никогда становится важен селфменеджмент. Школа, университет, работодатель могут дать вам основы и направления для развития. Но основная ответственность за "прокачку" себя остается за вами. Инвестиция в себя, развитие своих знаний и навыков - один из глобальных выборов успешных людей будущего.

2. Нельзя научиться чему-то один раз и на всю жизнь. Стабильности в привычном понимании больше нет, мир постоянно меняется и, как подчеркивают авторы доклада, еще и ускоряется. Скорее всего, он будет принадлежать любознательным. Тем, кто открывает новое постоянно и понимает, что развитие - это не разовый акт, а процесс длинною в жизнь.

3. Будущее может быть туманным и неопределенным, но от этого не менее интересным. Мы выбираем любопытство к себе и к окружающим, открытость новому и постоянное развитие. А что выбираете вы?

Записаться на тренинг
Назад